Ридинг-семинар: Литература, которой не было: от советской цензуры до маркера 18+

18+

17, 31 октября, 14, 28 ноября
Начало: 19:30
Продолжительность: 1,5 часа
Место: антресоль взрослой библиотеки
Бесплатно, по регистрации

Ридинг-семинар: Литература, которой не было: от советской цензуры до маркера 18+

Ридинг-семинар в рамках сезона «Табу, запреты и сакральное»

 

Семидесятые годы в СССР — это не только эпоха застоя, но и период расцвета «другой» литературы. У инакомыслящего писателя в то время было четыре пути: печататься в «самиздате», в «тамиздате», эмигрировать или складывать свои произведения «в стол». Эти произведения пришли к рядовому советскому читателю лишь двадцать лет спустя. Каждое такое «возвращение» было шокирующим, настолько они отличались от официальной советской литературы.

 

В программе ридинг-семинара — четыре знакомых читателю текста, на которые мы предлагаем посмотреть немного под другим углом. Каждая из этих книг писалась без надежды быть опубликованной в СССР и была свободна от советских табу, либо рассказывала о том, как их обходить. Действительно, они попали «на родину» уже после обрушения системы и были прочитаны. Однако, сейчас три из четырех книг имеют маркер 18+, стоят на полках магазинов, запечатанные в пленку и их нельзя купить без предъявления паспорта.

 

Советская цензура не допускала инакомыслия и отклонения от соцреалистического канона. Почему же сейчас Довлатова и Ерофеева не продают детям? Что в этих текстах может напугать, возмутить или оскорбить современных людей? Почему ограничение на продажу этих книг такие же, как на продажу алкоголя и табачных изделий несовершеннолетним?

 

Во время четырех встреч ридинг-семинара мы обсудим четыре книги:

Венедикт Ерофеев. «Москва-Петушки» (1969-1970)

Сергей Довлатов. «Компромисс» (1973-1980)

Александр Солженицын. «Бодался теленок с дубом» (1967-1970)

Эдуард Лимонов. «Дневник неудачника, или секретная тетрадь» (1982)

Каждую книгу можно взять в библиотеке Культурного центра ЗИЛ

 

Модератор: Ксения Филимонова — докторант кафедры русской литературы Тартуского университета, старший преподаватель кафедры теории и истории культуры РУДН.


Расписание ридинг-семинара:

 

17 октября

Венедикт Ерофеев. «Москва-Петушки» (1969-1970)

Сам Венедикт Ерофеев удивлялся популярности книги, которая, по его же словам, была написана в шутку для узкого круга, а именно двенадцати-двадцати друзей. Тем не менее, эта «шутка» мгновенно распространилась в самиздате и попала в тамиздат. На запад не попал только сам Ерофеев — советское государство нашло формальный повод не выпустить его даже для лечения. Об официальной публикации также не могло быть и речи, книга впервые появилась на страницах журнала «Трезвость и культура» много лет спустя и в цензурированном виде.

 

Почему государство выслало Бродского и Солженицына, но так боялось отпустить Ерофеева? Существовала ли глава «Серп и молот-Карачарово» на самом деле, является ли это авторской мистификацией или самоцензурой? Что такого увидел герой Ерофеева по пути из Москвы в Петушки, о чем нельзя было сказать? Этим и другим вопросам будет посвящена первая встреча ридинг-семинара.

 

Модератор: Ксения Филимонова — докторант кафедры русской литературы Тартуского университета, старший преподаватель кафедры теории и истории культуры РУДН.

 

Ссылка на текст: https://www.litres.ru/venedikt-erofeev/moskva-petushki/

Дополнительные тексты:

О. Лекманов, М. Свердлов, И. Симановский. «Венедикт Ерофеев: посторонний»

 

31 октября

Сергей Довлатов. «Компромисс» (1973-1980)

 

На второй встрече ридинг-семинара мы обсудим повесть Сергея Довлатова «Компромисс», которая является блестящим образцом или даже учебником иносказания.

 

В «Компромиссе» писатель разоблачает собственные тексты в официальных газетах — идя, таким образом, на компромисс и с собой, и с будущим читателем, который, возможно, будет судить писателя с позиции свободы слова.

 

Но разоблачает он и самого себя: довлатовский герой откровенен, его алкогольные приключения созвучны ерофеевским, в его биографии много «темных пятен», а настоящее запутано. Но, как говорит сам автор «в этой повести нет ангелов и нет злодеев... Нет грешников и праведниковнет. Да и в жизни их не существует», оспаривая, таким образом, незыблемость табу.

 

Мы поговорим о том, менялись ли границы допустимого в литературном тексте и почему тексты Довлатова, по-прежнему популярные на западе, имеют ограничения в России и какие?

 

Модератор: Ксения Филимонова — докторант кафедры русской литературы Тартуского университета, старший преподаватель кафедры теории и истории культуры РУДН.

 

Ссылка на текст: http://sergeidovlatov.com/books/compromiss.html

Дополнительные тексты:

С. Довлатов «Чемодан» http://sergeidovlatov.com/books/chemodan.html

А. Генис «Довлатов и окрестности»

 

14 ноября

Александр Солженицын. «Бодался теленок с дубом» (1967-1970)

 

Имя Александра Солженицына сейчас часто упоминается в связи с его юбилеем. Это один из крупнейших русских писателей 20 века, лауреат Нобелевской премии, известный широкому читателю такими масштабными трудами, как «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное колесо», публицистикой. Но одновременно это и писатель, имевший четкую стратегию продвижения своих текстов через табу и цензурные преграды. «Бодался теленок с дубом» — захватывающая история, порой напоминающая детектив, хотя и происходящий внутри большой антиутопии под названием «СССР».

 

Встреча ридинг-семинара будет посвящена двум главам — «Писатель-подпольщик» и «Нобелиана» и вопросу, достиг ли писатель своей главной цели — рассказать миру правду о тоталитаризме и предотвратить таким образом его повторение.

 

Модератор: Ксения Филимонова — докторант кафедры русской литературы Тартуского университета, старший преподаватель кафедры теории и истории культуры РУДН.

 

Ссылка на текст:

http://www.solzhenitsyn.ru/proizvedeniya/bodalsya_telyonok_s_dubom/

Дополнительные тексты:

В. Войнович «Москва 2042» https://www.litres.ru/vladimir-voynovich/moskva-2042/

 

28 ноября

Эдуард Лимонов. «Дневник неудачника, или секретная тетрадь» (1982)

 

Этот текст Эдуарда Лимонова нарушает все мыслимые табу. Впрочем,для писателя это не новость, его дебютный текст «Это я, Эдичка», написанный сорок лет назад, до сих пор возмущает читателей. Удивительным образом широком кругу Лимонов известен либо как радикальный политик, либо как автор «того самого» «Эдички». Даже тем, кто «Эдички» и не читал, как показывает недавнее интервью у Юрия Дудя.

 

«Дневник неудачника» — книга, нарушающая все возможные запреты, но она интересна тем, что именно в ней молодой тогда писатель Лимонов опробует те концепции, которые потом станут определять его творческую и политическую деятельность.

 

Сергей Довлатов писал об Эдуарде Лимонове: «Лимонов не превзошел Генри Миллера (А кто превзошел?). <...> Лимонова на конференции ругали все. А между тем роман его читают. Видимо, талант — большое дело. Потому что редко встречается. Моральная устойчивость встречается значительно чаще. Вызывая интерес, главным образом, у родни...»

 

Заключительная встреча ридинг-семинара подводит некоторые итоги размышлениям о том, как меняются (и меняются ли?) представления о допустимом в литературном тексте, какие возможности были у писателей в 70-е годы прошлого века и есть сейчас, и насколько далеко ушла современная общественная мораль от советской цензуры.

 

Модератор: Ксения Филимонова — докторант кафедры русской литературы Тартуского университета, старший преподаватель кафедры теории и истории культуры РУДН.

 

Ссылка на страницу издательства: http://www.amphora.ru/book.php?id=1128

Дополнительные тексты:

С.Довлатов Литература продолжается http://lib.ru/DOWLATOW/literatura.txt

Перейти к заказу билетов