Вечер памяти Юрия Карабчиевского к 80-летию со дня рождения «Рабочий – интеллектуал»

12+

18 октября, четверг
Начало: 19:00
Место: Малый зал Культурного центра ЗИЛ
Вход по регистрации

Вечер памяти Юрия Карабчиевского к 80-летию со дня рождения «Рабочий – интеллектуал»

«Я прожил жизнь не хуже, чем пытался»
Ю. Карабчиевский

Юрий Карабчиевский (14 октября 1938, Москва — 30 июля 1992, Москва) - поэт, прозаик, литературный критик, эссеист. «Без этого писателя невозможно представить себе нашу литературную жизнь на рубеже 80-90-х годов, когда, наконец, открыто стали публиковать ранее запрещенные тексты. Да и вообще всю русскую литературу второй половины двадцатого века трудно представить без этого имени. Судьба Карабчиевского оказалась на редкость драматичной, даже по меркам истории русской литературы. Почти сорок лет интенсивной писательской работы прошли в безвестности. Стихи его и проза семидесятых годов обречены были на публикации в русских эмигрантских изданиях. Известным писателем он был тогда в очень узких литературных кругах. Но известность эта была прочной, репутация – безукоризненной. Однако в последние четыре года его жизни, особенно после публикации сенсационный книги «Воскресение Маяковского» его имя узнала вся страна». Евгений Попов

«Я родился в 1938 году, москвич, вечный и постоянный. Технарь — тоже постоянный, с детства. Почти всю жизнь литература и техника были для меня параллельными занятиями, только за одно - платили, за другое — нет …» Ю. Карабчиевский

Почтить день памяти и поделиться воспоминаниями, представить его стихи и прозу придут близкие друзья Юрия Карабчиевского по разгромленному властями в начале 80-х легендарному альманаху «МетрОполь»: Евгений Попов - известный прозаик, драматург, президент Русского ПЕН-центра, неоднократный лауреат литературных премий, заслуженный работник культуры РФ, Юрий Кублановский - поэт, эссеист, критик, член редколлегии журнала “Вестник христианского движения” (Париж - Нью-Йорк - Москва), лауреат премии Москвы, премии Александра Солженицына, премии «Новая пушкинская премия» и других. Модератор - Николай Гладких, кандидат филологических наук, литературовед, журналист.
В холле Малого зала пройдет выставка сына писателя, художника Дмитрия Карабчиевского.
В вечере принимают участие творческие коллективы Культурного центра ЗИЛ: драматический театр им. С.Л. Штейна, художественный руководитель Павел Полушкин и Студия современного балета, хореограф Дарья Сергиенко.

«Творчество писателя Юрия Карабчиевского вдохновило нас на создание поэтического перформанса под названием «Ж.О.Л.В.», что означает: жизнь, обстоятельства, люди, взаимоотношения - эти четыре темы неразрывно связаны друг с другом и находятся в постоянной взаимосвязи в произведениях автора».

***

Но вот уже косым пером
ночь заполняет полстранички,
и всматривается перрон
в лицо прибывшей электрички.
Пока он узнает: она! -
и ловит рвущуюся мимо,
в стекле замерзшего окна
твое лицо - неразличимо.
Но ты выходишь из дверей.
Что может быть на свете проще,
чем пересечь - скорей, скорей -
насквозь пустующую площадь,
нырнуть в туманное нутро,
а там уже - иди и грейся
последним поездом метро,
автобуса последним рейсом.
А там... Тропинку замело,
но дверь еще не запирали.

И для тебя хранят тепло
две раскаленные спирали.
Входи. Будильник на столе
считать минуты перестанет
и с первой фразы на сто лет
наш разговор с тобой растянет.
Пусть свет негаснущих планет
по нашей комнате блуждает,
и мой вопрос, и твой ответ
на целый век не совпадает.
На луч, как бусинку, надень
неумирающее слово.
И будет ночь. И будет день.
И ночь. И все начнется снова...

1962

Юрий Карабчиевский (14 октября 1938, Москва — 30 июля 1992, Москва) — русский поэт, прозаик, литературный критик, эссеист.

Родился в Москве, окончил Московский приборостроительный техникум и энергетический институт по специальности автоматика и вычислительная техника. Работал в биологических и медицинских лабораториях, а с 1974 по 1989 год — рабочим по ремонту электронных приборов на заводе «Эталон». Свое первое стихотворение опубликовал в 1955 году, но в дальнейшем его произведения в СССР практически не печатались, и до самой перестройки выходили только в самиздате, а с 1974 г. публиковались также и за границей - в эмигрантских журналах "Грани" (Германия), "Вестник РХД" (Париж), "Время и мы", "22" (Иерусалим) и др.
В 1979 году Карабчиевский по приглашению Андрея Битова принял участие в составлении независимого альманаха «Метрополь» и после шумного политического «метропольского» скандала, связанного с появлением не санкционированного госцензурой альманаха, получил негласный статус писателя-диссидента с международной известностью — соответственно прессинг КГБ стал гораздо мягче, а в либеральных литературных кругах возник интерес к творчеству Карабчиевского.
Но настоящую известность — сначала на Западе, а потом в СССР — принесла ему книга «Воскресение Маяковского». Она вышла в издательстве «Страна и мир» в 1985 году в Мюнхене.
В 1986 году в Париже книга была удостоена премии имени В. Даля. Решение об этом парижским жюри — в составе И. Иловайской, М. Геллера, Ж. Нива, Н. Струве и под председательством В. Некрасова — было, по сообщению журнала «Страна и мир», принято единогласно.
Первой после длительного перерыва публикацией Карабчиевского на родине стала короткая рецензия на книгу Арсения Тарковского «От юности до старости» в «Новом мире» (1988, № 5). Затем в журнале «Литературная Армения» (1988, № 7, 8) опубликовано одно из центральных произведений Карабчиевского — повесть «Тоска по Армении». В последующие два-три года ведущие журналы страны («Театр», «Дружба народов», «Октябрь», «Юность» и др.) широко печатали стихи, прозу, эссеистику Карабчиевского.
С 1990 года начали выходить его книги. О Карабчиевском писали Лев Аннинский, Наталья Иванова, Ал. Михайлов, Леонид Бахнов, Леонид Баткин и другие; Карабчиевского стали приглашать на литературные вечера и встречи с читателями, им заинтересовались российские СМИ, в прессе появились интервью и беседы с ним. Казалось бы, только жить и работать ...

Перейти к заказу билетов